Исламская экономика и исламский банкинг

Перенесено из темы: ЧЕМ ПЛОХА РОССИЙСКАЯ СЫРЬЕВАЯ ЭКОНОМИКА?

#123
Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:50
http://news.invictory.org/issue10029.html
Исламский банкинг – шанс на будущее или угроза
Исламская банковская система, предусматривающая отказ от ссудного процента, стала в течение последних четырех десятилетий значимым фактором. На ее перспективы сегодня существует две точки зрения. Первая – в своем развитии исламская банковская система и далее будет способствовать своеобразной сегрегации мусульман от западных норм и ценностей, создавая некое «финансовое гетто». Другая точка зрения на проблему состоит в том, что все большее количество людей на Западе неудовлетворены, либо скептически относятся к тому банковскому сервису, с которым они имеют дело, считая его «эксплуататорским», либо неэтичным и поэтому появление исламского банкинга с его особой деловой моралью придает всемирному исламскому проекту более позитивный облик.

Многие западные банкиры рассматривают исламские финансы как некую случайность, иногда даже как возможность для бизнеса, но крайне редко как угрозу, наподобие той, что исходит от пресловутого исламского экстремизма. Исламский банкинг и финансы могут рассматриваться как значимый аспект ислама, тот, который способствует диалогу между Западом и мусульманами. Исламские институты финансового рынка, включая Исламский банк Британии, Европейский Исламский Инвестиционный банк и Лариба-банк из Калифорнии имеют устойчивую репутацию в странах западного мира. Но и ведущие финансовые институты западного происхождения ныне предлагают исламские финансовые продукты.

Необходим активный диалог между западными банкирами, работающими с подобного рода институтами и знатоками шариата, советующими, что
позволительно, а что – нет. Этот рабочий диалог распространяется и на сферу страхования, где исламские «такафуль» – компании становятся все более активными. Их отличительной чертой является то. что они не пользуются ссудным процентом и выплаты по вкладам держателям и другим заинтересованным лицам не будут зависеть от падений или подъемов будущей конъюнктуры.
Поскольку принципы шариата считаются универсальными, боговдохновенными, в отличии от национальных законодательств, ведущие международные юридические фирмы также вовлечены в исламский банкинг и финансы, поскольку договоры следует заключать в системе британского или американского права, но таким образом, чтобы они соответствовали принципам шариата. А главная задача знатоков шариата, которые, как правило, имеются в наблюдательных и иных советах исламских банков и других учреждений предлагающих исламские финансовые продукты – удостоверить, что все заключаемые контракты соответствуют шариатским принципам, а если нет – то в диалоге с юристами довести их до такового соответствия.

Отличные цены в Гатчине и районе на козырьки зданий . Как всегда выгодные цены в районе и области!

57 комментариев: Исламская экономика и исламский банкинг

  • Кирилл Румянцев говорит:

    #125
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:51
    Надеждой для многих исламистов сегодня является замена общества, основанного на человеческих законодательных установлениях, вселенским халифатом, в котором суждено жить всем – мусульманам и немусульманам. Очевидно также, что подобная идея неприемлема для большинства немусульман, а также и для многих мусульман, ибо отрицает возможность выбора. В дальнейшем исламский банкинг должен рассматривать перспективу, в которой есть большая возможность выбора, и меньшая для ограничения. Но все дело в том, что у каждого финансового института есть свой совет по шариату, и в этом смысле шариат некоторым образом «приватизирован» в отличие от национальных законодательств. И эти советники выпускают свои фетвы (религиозные эдикты), которые способствуют расширению «рынка» религиозных идей. Религия, разумеется, развиваются в соревновательной среде и в этом смысле ислам не исключение. И, как только религия начинает «этнофицироваться» ее последователи начинают ощущать отчужденность.

    Ныне примером того, как не следует развиваться исламской банковской системе служит Исламская Республика Иран. в этой стране все банковские и финансовые учреждения основываются на шариате в соответствии с законом 1983 года о свободном от процентного роста банкинге. У клиентов нет иного выбора, кроме как использовать шариатскую банковскую систему. Но дело в том, что эти банки являются государственной собственностью и не имеют ни малейшей самостоятельности в том, что касается формирования финансовых продуктов. У этих банков нет собственных шариатских комитетов под предлогом того, что они и так действуют в условиях шариатских законов установленных государством.

    #126
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:52
    А результатом является то, что развитие банковской системы замедляется, очень мало внедряется финансовых инноваций, и большинство иранцев не имеет банковских счетов. В то же время в Малайзии и странах Персидского залива исламские банки работают в конкурентной среде. Например, саудовский банк аль-Раджихи по разнообразию предлагаемых услуг может конкурировать с ведущими западными банками.

    Да, исламский банк – это скорее шанс на будущее, нежели угроза, и у них есть будущее. Проблемы остаются – нет, например, лицензированных мусульманских банков в Израиле, обслуживающих мусульманское население страны. Но если центральный банк Израиля пойдет на такой шаг, то это будет проявлением доброй воли. Более того. это заставит задуматься еврейское население о том, насколько банковская система их страны соответствует учению, изложенному в книгах Левит и Второзаконие.

    Наверное, исламская финансово-банковская система предстает перед нами как особая форма капитализма, которая вполне будет взаимодействовать с западной, китайской или российской моделями капитализма. И такую тенденцию можно только приветствовать.

    Родни Уилсон,

  • Кирилл Румянцев говорит:

    #127
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:55
    http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=151&…
    Кредит доверия
    Исламский банкинг строится по принципу беспроцентного финансирования

    Вопрос о том, как делать большие деньги, следуя канонам шариата, интересует всех: консультантов (необязательно финансовых) и студентов, предпринимателей и чиновников (необязательно в исламских странах), преподавателей и, конечно, банкиров. Впрочем, последние уже реализуют свои интересы.
    Первопричина общей заинтересованности – беспроцентные кредиты банков. Коран запрещает ростовщичество, и там, где ислам является основой идеологии, банки не берут с клиентов проценты по кредитам – номинальные, простые или сложные, фиксированные или плавающие. Банк для получения дохода от кредитования должен быть участником проекта, полностью разделяя риски и премии предприятия, или участвовать в торговле и извлекать прибыль из наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой его реализации. Как правило, деньги, получаемые по сделкам, размещаются по специально составленному списку компаний. По законам шариата, не финансируются торговые операции по списку товаров, содержащему в числе прочих алкоголь, сигареты и оружие, а также такие виды производств, как порноиндустрия etc. Эта норма близка к правилам этического инвестирования, распространяемым все дальше в Европу и Северную Америку.

    #128
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:55
    По данным HSBC, исламский банкинг практикуют около 300 финансовых институтов по всему миру, а его обороты сейчас составляют около 650–700 млрд долларов.
    В среднем ежегодные темпы роста составляют 15–20 процентов. Ожидается, что общие активы исламских банков и финансовых институтов к 2013 году вырастут до 1 трлн долларов.
    Территория распространения исламского финансирования непрерывно расширяется. В основном оно работает в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Однако в Великобритании действуют уже два исламских банка и еще один открыт во Франции. Такие мировые «монстры» как HSBC, Deutsche, Calyon, Citibank, BNP Paribas открывают в своих структурах исламские подразделения для финансирования клиентов не только в странах, где основной религией является ислам, но и преимущественно в христианских: Великобритании, Германии, Франции. Кроме того, создаются исламские банки именно в неисламских странах. Так, существуют уже Европейский исламский инвестиционный банк и Исламский банк Британии. К тому же ежегодно в мире проходят, как минимум, две круп-ные конференции по исламскому финансированию, значительную часть участников которых представляют неисламские банки.
    Также предпочтительной валютой для совершения сделок по исламским канонам, по оценкам экспертов, остается доллар США. Документация ведется в соответствии с британским правом. И занять деньги у исламских банков может любая финансовая структура. Все это свидетельствует о неоспоримости тенденций развития исламского финансирования.

  • Кирилл Румянцев говорит:

    #129
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:55
    Казахстанские банкиры отмечают понимание регуляторами финансового сектора экономики страны – Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальным банком Казахстана – инициатив банков в сфере освоения новых продуктов. Руководители и специалисты АФН и НБ РК даже изучали опыт деятельности исламских банков в Малайзии. Законодательство же респуб-лики хотя и не оговаривает возможности использования исламского банкинга, но и не запрещает его.
    В Казахстане сегодня практикуется, с учетом особенностей отечественной бизнес-среды и местных клиентов, только «мурабаха» – наиболее простой, по мнению ряда экспертов, вид исламского финансирования. Другие его формы – «иджара» (лизинг) или «сукук» (исламские бонды) – только изучаются. В близком же нам Таджикистане, имеющем среди населения значительно большую долю мусульман, исламский банкинг развивается интенсивнее, и помимо апробированных в Казахстане сделок «мурабаха» практикуется и «иджара».
    Первый исламский кредит в Казахстане привлечен банком «Тураналем» в 2003 году. Первая публичная сделка, также от БТА, состоявшаяся в 2005 году, позволила банку получить 50 млн долларов. В 2006 году сначала банк «ЦентрКредит» подписал соглашение по привлечению исламского финансирования «мурабаха» на 38 млн долларов, а затем БТА привлек уже 200 млн долларов США.
    #130
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:56
    Исламское финансирование в Казахстане, несмотря на успешно реализованные сделки, все еще находится в зачаточном состоянии, считают финансовые профессионалы. Но никто не сомневается в том, что движение в этом направлении будет продолжено. Открытие исламских банков, а, скорее, специальных «окон» в существующих казахстанских банках – лишь дело времени. Однако мнение это касается только финансирования компаний.
    По поводу продвижения исламского банкинга в рознице банковские эксперты активно дискутируют. Они подчеркивают, что основной угрозой, связанной с экономической ценностью розничного исламского кредитования, является почти полная невозможность его исследования. Кроме того, многие считают «исламскую розницу» в Казахстане маловероятной и потому, что наша страна, во-первых, является светским государством, а во-вторых, уже сегодня на нашем рынке существует большой выбор источников финансирования. Однако часть мусульман не может брать кредиты в банках именно по религиозным соображениям. То есть группа потенциальных клиентов казахстанских банков, которая, следуя нормам шариата (и исламского банкинга), не может давать деньги под проценты и заниматься финансовыми спекуляциями, реально существует. Следовательно, существует и спрос на исламское финансирование. Не могут же банки игнорировать его? Тем более что он, конечно, будет возрастать. Хотя бы потому, что растут доходы казахстанцев, и это общепризнанно.
    Отметим, что объемы исламского финансирования будут расти не только в Казахстане, но и в России, и в СНГ в целом. Во всяком случае рынок России уже анализируется. Понятно, что более 20 млн российских мусульман делают рынок розничного кредитования довольно привлекательным для освоения.

    #131
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:56
    По некоторым данным, отдельные бизнес-структуры, в первую очередь на юге Казахстана, по собственной инициативе все-таки пробуют двигаться в направлении становления исламского банкинга. И, безусловно, легитимация исламского банкинга в нашей стране необходима. Причем разработать соответствующие положения в законодательстве и провести их через правительство и парламент, утвердив на уровне главы государства, нужно обстоятельно и оперативно. Ведь чем шире выбор финансовых инструментов, тем большими возможностями развития располагает реальный сектор экономики.

    Людмила ВАЛЕНТИНОВА, Алматы

  • Кирилл Румянцев говорит:

    #132
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 15:00
    http://news.finance.ua/ru/orgsrc/~/2/7/709/41125
    Что такое «исламский банкинг»?

    Махмуд Амин Эль-Гамал – профессор экономики и статистики университета Райс в Хьюстоне, считается одним из крупнейших мировых специалистов по банковскому делу в странах ислама. Специфика деятельности кредитных организаций в мусульманском мире заключается в том, что взимание процента за пользование кредитом или уплата процента по инвестициям противоречит законам шариата. В результате, в исламском мире финансистам приходится удостоверяться у судей, соответствуют ли применяемые ими инвестиционные инструменты требованиям мусульманских законов. Ниже мы предлагаем вашему вниманию выдержки из телефонного интервью, в котором Эль-Гамал обсуждает перспективы развития банковской сферы в мусульманских странах с корреспондентом журнала BusinessWeek Майклом Шари.

    Вопрос: Какую роль сегодня играют финансовые потоки мусульманских стран в мировой финансовой системе?

    Ответ: В настоящее время точной информацией о размерах исламского финансового рынка не располагает никто, и мы отчаянно нуждаемся в такой информации. Все, что у нас есть – это отчеты конференций, проходящих по этим вопросам. Например, Далла АльБарака, в конце 1970-х годов создавший один из первых мусульманских банков и в настоящее время содержащий свою штаб-квартиру в Джедде, Саудовская Аравия, заявляет, что его совокупные активы составляют $230 млрд и что они растут со скоростью 15% в год.

    #133
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 15:01
    Вопрос: Какой потенциал роста существует у этого рынка и что должно стать главной движущей силой этого роста?

    Ответ: Мы считаем, что совокупные размеры мусульманского финансового рынка уже в обозримом будущем могут достичь $1 трлн. Дело в том, что после событий 11 сентября арабские нефтедоллары с рынков Нью-Йорка и Лондона и из портфелей различных благотворительных организаций, ставших жертвами всеобщей борьбы с терроризмом, стали активно возвращаться обратно в исламский мир.

    Вопрос: Кто, по-вашему, должен в наибольшей степени выиграть от этого процесса?

    Ответ: В настоящее время на роль финансового центра мусульманского мира претендуют Бахрейн и Малайзия. Кто именно из них окажется победителем зависит от того, каким образом будет расти рынок.

    Малайзия всегда считалась инновационным центром мусульманского финансового мира. Мы считаем, что рынок в этой стране в своем развитии опередил рынки Бахрейна, Саудовской Аравии и других стран как минимум на 10 лет. Кроме того, свою роль в привлечении инвесторов играют и размеры малайской экономики, а также специально созданная оффшорная зона Лабуан, которой пророчат роль международного финансового центра мусульманского мира.

    Другим претендентом на роль лидера считается Бахрейн, который старается представить себя в качестве центрального государства зоны Персидского залива. Они стараются привлечь инвесторов с помощью судей-арабов, которые, по их мнению, пользуются большим доверием у клиентов.

  • Кирилл Румянцев говорит:

    #134
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 15:01
    Вопрос: Каким образом Малайзия смогла вырваться на ведущие позиции?

    Ответ: Первый закон, регулирующий оказание банковских услуг в соответствие с законами шариата, был принят в Малайзии еще в 1984 году. Тогда местные власти разделили кредитно-финансовую систему страны, выделив «исламское банковское дело» в отдельное направление, подотчетное отдельной контролирующей структуре. По словам самих малайцев, они собираются постепенно развивать у себя исламские банки, вовлекая в сферу своего влияния все новые и новые мусульманские страны.

    В настоящее время растущая экономика Малайзии привлекает к себе массу иностранных инвесторов. Вместе с тем, в этой стране также отмечается активный переход инвесторов от обычных инвестиционных инструментов к «исламским», таким как специальные государственные облигации «сукук». По сути дела, такие облигации представляют собой промежуточный инструмент, с помощью которого инвесторы могут вкладывать деньги в реальные активы (недвижимость), что соответствует принципам шариата.

    Вопрос: Кто именно определяет, соответствует ли конкретный финансовый инструмент требованиям законов шариата?

    Ответ: До настоящего времени эта задача лежит на судьях. К сожалению, далеко не все судьи, представленные в правлении исламских банков, получили необходимое образование и имеют представление о таких вещах как финансы или юриспруденция. Можно предположить, что у этих людей очень выгодная работа.

    #135
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 15:02
    Вопрос: Откуда именно среди мусульман пошло представление о том, что получение процента по кредиту является грехом?

    Ответ: Впервые этот тезис появился еще в 12 веке в результате толкования постулатов христианской веры. На самом деле, по своей сути эта догма никак не связана с исламом.

    По материалам: BusinessWeek

  • Кирилл Румянцев говорит:

    #136
    Кирилл Шмидт 2 сен 2008 в 16:34
    Правильно ли я понял, что для того чтобы получить у Исламского кредит, надо продать ему часть своей собственности в будущем деле? Т.е. банк – фактически – инвестиционный фонд, скупающий акции и доли на первичном рынке, плюс возможность ведения расчетно-кассового обслуживания?

    #137
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 17:00
    Например, суть соглашения Мудараба состоит в том, что одна сторона, предоставляет капитал, а другая им управляет. Прибыль распределяется в оговоренном заранее порядке. Убытки покрываются за счет владельца капитала. Банк не вмешивается в деятельность заемщика. Точнее не заемщика, а оператора. Так его правильнее будет называть. Оператор лишь предоставляет сведения о ходе дела. Это простейшая схема. Есть и другие вариации.

    #138
    Ян Сокольников 2 сен 2008 в 17:04
    В издании «Международные банковские операции», 2006, N 5 есть подробная статья на эту тему. Называется «Исламское банковское дело: история развития». В электронном виде у меня ее нет к сожалению. Но я думаю, что этот выпуск можно где-нибудь найти.

    #140
    Кирилл Шмидт 3 сен 2008 в 10:57
    #137
    Ян Сокольников
    Чем же Исламский банк отличается от стратегического инвестора?

  • Кирилл Румянцев говорит:

    #141
    Ян Сокольников 3 сен 2008 в 11:10
    С точки зрения европейского понимания финансирования наверное ничем, поскольку кредиты в исламском банкинге беззалоговые и безпроцентные. Есть проект на который выделяются средства, а прибыль делится в заранее оговоренном порядке. Где-то слышал, что банк получает 40% от прибыли, но могу ошибаться. Но в этой системе есть большие плюсы. Если говорить о заемщике предпринимателе, то он становится не должником банка, а его партнером. При этом он не должен думать о залоге и процентах. Банк к тому же несет риск убытков. Это конечно не так как у нас. Трясущийся заемщик с заложенным имуществом и дикими процентными ставками. Банки конечно сейчас рассуждают о развитии кредитования малого бизнеса. Но это больше не на кредитование, а на порабощение похоже.

    #142
    Кирилл Шмидт 3 сен 2008 в 11:52
    #141
    Ян Сокольников
    Но, в таком банкинге повышаются требования к заемщику, т.к. теперь нужно не просто проверить его перспективы возврата денег, а еще и просчитать прибыльность его бизнеса. Т.е. если она слишком мала, то банк не даст ему денег. В случае же с классическим кредитом, банку все равно, получаешь ты прибыль или нет, главное можешь ли ты расплатиться с долгом и процентами.
    Исламский банкинг – хорошая дополнительная вещь для перспективного бизнеса с хорошими менеджерами. Но, это не какое-то новое открытые в финансовом мире. Сегодня то же можно выбирать источники финансирования роста: венчурный инвестор, IPO, облигационный заем, банковский займ, доп. эмиссия в пользу стратегического инвестора.

  • Машенька Иванова говорит:

    скажите, а исламский банкинг распространяется только на сферу бизнесса или есть возможность «взять кредит» на недвижимость не для предпринимательской деятельности(торговли)?

  • Олег Ивахненко говорит:

    У них как я понимаю нет кредита а сплошной лизинг, а вообще я считаю что исламская цивилизация которая 1000 лет назад была самой развитой отстала от Европейской во многом благодаря отсутсвию ссудного процента, слишком сложно привлекать капитал в результате многие проекты не реализуются:))к тоиму же многие там венчурные фонды работают как я понимаю в строгом соответствии с законами шариата:))))

  • Олег Ивахненко говорит:

    Кстати никода обращали внимание на такой парадокс Европа начала бурно развиваться с легализацией ростовщичества:)))то есть только тогда когда ростовщичество престало быть полу криминальным маргинальным занятием:)))

  • Родион Околелов говорит:

    Ну, Ханин об этом писал. Так и мировые войны можно тоже отнести на счет последствий легализации ссудного процента. А вот вопрос: правильно ли я понимаю, что исламский банкинг становится выгоднее для предприятия, берущего деньги, при высокой инфляции? И если да, то при какой цифре это происходит?

  • Ян Сокольников говорит:

    # 11 Олег Ивахненко
    Тогда почему интересно исламский банкинг начинает приобретать популярность в Европе? Может быть потому что это более выгодно. По сути процент заменяется инвестиционным механизмом. Об эффективности здесь можно спорить и спорить. А вот насчет того, что будет дальше с Европой, которая явно переживает сейчас множество кризисов, так это тоже еще большой вопрос.

  • Ян Сокольников говорит:

    Кредит на недвижимость брать можно. Только это не совсем кредит в его привычном понимании. Например, банк покупает квартиру, а клиент платит арендную плату, пока полностью ее не выкупит.

  • Ян Сокольников говорит:

    Здесь тоже интересные статьи на эту тему.
    http://www.tatarmoscow.ru/html/index.php?option=com_c..

    http://pda.etatar.ru/view.php?id_category=20&id=2..

  • Iskander Iskhaki говорит:

    » а вообще я считаю что исламская цивилизация которая 1000 лет назад была самой развитой отстала от Европейской во многом благодаря отсутсвию ссудного процента, слишком сложно привлекать капитал в результате многие проекты не реализуются:) «

    На самом деле мусульмане в своё время (начиная с 13 века)активно использовали (и сейчас используют) ссудно-процентные операции. Была даже фетва, которая обосновывала их дозволенность с т.зр. Шариата. Развитие же альтернативной модели – т.е. той, которая действительно соответствует Шариату – началось где-то в середине прошлого века. До этого времени исследования в этой области приходятся лишьна Средние века (Газали, ибн Теймия, Ибн аль Каюм Аль Джаузия и их современники)

  • Андрей Еремкинъ говорит:

    А нет ли у кого информации, как сейчас, в условиях кризиса, чувствует себя банковская система в том же Иране? Или в других странах с исламским банкингом. Интересно было бы узнать, смогли ли они избежать проблем с ликвидностью.

  • Максим Козырев говорит:

    Тема переименована из темы «Исламский банкинг» в «Исламская экономика и исламский банкинг» в связи с предложением Льва Грищенко и его обсуждения здесь – http://vkontakte.ru/topic-21758_22086638?offset=last#..

  • Лев Грищенко говорит:

    Недавно, на радио «Эхо Москвы» слышал рассуждения по этому поводу М. Хазина и А. Кузьмина. Я так понимаю, что они оценивают исламскую экономику следующим образом…
    XII в. – исламские страны являются мощнейшими экономика мира. На мой взгляд это продолжалось до XVI в. Чем вызвано стремительное и масштабное опережение Европой Ближнего востока? Именно в XVI веке европа за основу своей финансовой системы взяла растовщичество… Вспомните Брюгге, затем Антверпен. Биржи, развивающиеся деревативы, займы. Более того я думаю вся реформация и раскол церкви произошёл, на кредитные средства… А как повлиял этот раскол церкви на протестантов и католиков на экономику Запада, думаю рассказывать не стоит. Возьмём, за пример хотя бы рост США через несколько столетий…Но вернёмся к теме.

    Исламская экономика не приемлет при этом никаких процентов по займам… И в отличие от Европы, вступает в период стагнации. Фактически если бы можно было посмотреть на графике кривую её ВВП, то мы бы увидели спад, который продолжался… ну точно не берусь сказать, но до середины XX века думаю вполне возможно.
    Это ли не доказательство не состоятельности безпроцентных займов в частности?

  • Александр Зюляев говорит:

    Цитата из Корана, запрещающая ростовщичество (здесь «давать в рост») 276. (275). Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это – за то, что они говорили: «Ведь торговля – то же , что рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил рост. К кому приходит увещание от его Господа и он удержится, тому (прощено), что предшествовало: дело его принадлежит Аллаху; а кто повторит, те – обитатели огня, они в нем вечно пребывают! (пер. Крачковского)

    под проценты давать – по совести, узаконенное воровство): одни будут развиваться, другие – слабеть. Банки будут наполняться деньгами, у производителей средств будет меньше…

  • Антик Антикс говорит:

    Интересно было бы прочитать реальный договор такого беспроцентного кредитования. Если у кого-нибудь есть такой, пожалуйста пришлите или дайте ссылку. Заранее благодарен.

  • Лев Грищенко говорит:

    Отрывок из журнала Harvard Business Review (Россия) за январь февраль 2009 года:
    «Согласно недавнему докладу инвестиционного банка Goldman Sachs, в ближайшие 25 лет кумулятивный доход этих государств [страны Персидского залива] от добычи нефти и природного газа составит $4-5 трлн. Треть этих денег, по расчётам, будет вложена в исламксие банковские продукты. Кромет того, обеспеченный высокой нефтяной прибылью бум недвижимости в регионе даёт потрясающие возможности финансировать строительственные и инфраструктурные проеты. Сейчас в странах ССАГПЗ вводяться объекты общей стоимстью свыше $2,7 трлн., в том числе «Экономический город короля Абдалы», Саудовская энергосистема и центр туризма и отдыха Bawadi в Дубаи. Перед шариатскими банками открываються головокружительные перспективы».
    В этой же статье приводится цифра в 1% от мирового объёма банковских активов или $500 млрд.

    Многие европейские и американские банки в последнее время стали вводит у себя данный вид услуг, но только как УСЛУГУ.

    Вот на фоне этого как вы думаете, какие перспетивы у исламского банкинга?

  • Iskander Iskhaki говорит:

    » Интересно было бы прочитать реальный договор такого беспроцентного кредитования. «
    Договоры безпроцентного кредитования составляют от силы 0,5% от активных операций исламских банков, всё-таки банк прежде всего организация коммерческая. Для беспроцентного кредитования как правило создаются специальные фонды действующие по принципу благотворительных организаций. Около 90% активных операций исламских банков – исламская модель лизинга (которая имеет некоторые отличия от традиционного) и его аналогов, остальное – разновидности прямого инвестирования, profit and loss sharing (PLS) модели. Хотя эта ситуация однозначно не устраивает идеологов отрасли – на многочисленных конференциях, заседаниях шариатских экспертов, и в академиях исламского правоведения постоянно твердится о том, что основную долю активных операций исламских банков должны составлять операции-PLS, они считаются более соответствующими духу Ислама, т.к. предполагают разделение рисков между инвестором и предпренимателем, а так же предполагают что принятие решений об инвестировании будут основываться на перспективности будущего бизнеса, а не наличии ликвидного залогового обеспечения . Однако год от года они напротив имеют тенденцию снижаться, лет 10 назад их относительная доля была больше раза в четыре.

    » Многие европейские и американские банки в последнее время стали вводит у себя данный вид услуг, но только как УСЛУГУ. «
    Точнее, что-то вроде подразделения (исламские окна называются) где операции по исламским схемам полностью отделены от всех остальных операций.

    » Вот на фоне этого как вы думаете, какие перспетивы у исламского банкинга? «
    Исламский банкинг последнее десятилетие демонстрирует рост активов приблизительно 15-20% в год. Основные прогнозы которые мне доводилось читать говорят в основном о том, что темпы роста будут только расти. Однако что меня больше всего не устраивает – количество не перерастает в качество.

  • Лев Грищенко говорит:

    «Однако что меня больше всего не устраивает – количество не перерастает в качество.»
    А Вы бы сами при потребности и возможности, взяли бы кредит по исламской системе или европейской? Думаю это ответ, на вопрос о перспективах…

  • Владимир Орешников говорит:

    Начну с отвлечения, дело в том что первым кто осуждал Ростовщичество был Иисус. Что христианские религии отошли от заповедей первоисточника, это отдельный разговор.
    Почему давать деньги под проценты это не правильно, потому что банку выдавшему кредит в принципе всё равно как идут дела у предпринимателя, свой процент он всё равно возьмёт, даже если даже предприниматель разорится. Поэтому есть смысл завышать не оправданно проценты, какая разница, что коровка здохнет, деньги то я свои верну при обанкрочивании предприятия. Т.Е. Нет прямой заинтересованности банка в процветании бизнеса, есть только заинтересованность в процветании своего. Получение прибыли любым путём. Дикий капитализм.
    При исламской банковской системе, банк в ходит в долю и несёт ответственность за процветание предприятия которое он кредитовал. Такой банк кровно заинтересован в процветании бизнеса не только своего банка, но и бизнеса кредитуемого объекта. При обоюдной заинтересованности в процветании бизнеса и банка и кредитуемого предпринимателя, они выступают партнёрами в бизнесе и это не может дать положительные плоды. За исламской банковской системой будущее и это показывают статистические данные о расширения данной системы кредитования. Кричать будут и критиковать будут, но цифры упрямая вещь. Рост активов 15-20% в год это серьёзно. В скором времени в этом убедятся все.

  • Антик Антикс говорит:

    #26
    Владимир Шимчик вчера в 23:17

    При исламской банковской системе, банк в ходит в долю и несёт ответственность за процветание предприятия которое он кредитовал.
    —————————

    Наивно думать, что банк ограничивается только этим. Для контроля он должен вводить своих людей в управленческую структуру заемщика. При банкротстве заемщика он, как кредитор, все равно получит свою долю активов. Чем крупнее заем, тем больше банк будет вовлечен в дела заемщика. Сам заемщик расплачивается потерей самостоятельности в принятии стратегических решений и полного распоряжения своим имуществом. По всей видимости и расчетные операции от него потребуют вести только через этот банк. В результате исламский банк создаст вокруг себя классический холдинг и все равно будет использовать его в своих, а не заемщиков интересах.

  • Iskander Iskhaki говорит:

    Слово «кредитовал» не совсем здесь подходит. Кредит подразумевает долговые отношения, а в той ситуации о которой вы говорите отношения не долговые, а участия в капитале. Соответственно при банкротстве банк разделяет убытки предприятия в которое вложился, в соответствии с размером вложенной доли.
    По поводу потери самостоятельности. Зависит от формы контракта, которые существуют между банком и предпринимателем. Если используется контракт, который в исламском праве называется «мудараба», то финансист, собственник капитала, вообще не имеет права вмешиваться в управление (см. Постановления и Рекомендации Исламской Академии Правоведения; Стандарты Исламской Организации по Бухгалтерскому Учёту и Аудиту (AAOIFI) или просто любую книгу по исламскому банкингу), а лишь определяет условия в рамках которых должен использоваться капитал.

  • Василий Григорьев говорит:

    “Вопрос: Откуда именно среди мусульман пошло представление о том, что получение процента по кредиту является грехом?”

    Никейский собор, состоявшийся в 325 г. от Рождества Христова, запретил всем духовным лицам взимать проценты. Наказанием преступившим запрет было немедленное лишение сана. В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: «Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и принимается обратно после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов, не вставших перед смертью на путь истины, нельзя хоронить по христианскому обычаю».
    Мартин Лютер (1483–1546) много раз страстно обличал ростовщиков: «И потому ростовщик и скряга — это и правда не человек; он и грешит не по-человечески. Он, должно быть, оборотень, хуже всех тиранов, убийц и грабителей, почти такая же скверна, как сам дьявол. Сидит он не как враг, а как друг и согражданин, под защитой и покровительством общины, но отвратительнее он, чем любой враг и убийца-поджигатель. Потому если колесуют и обезглавливают уличных грабителей, убийц и преступников, то сколь же больше нужно сначала колесовать и пытать всех ростовщиков, изгонять, проклинать и обезглавливать всех скряг…»
    Реформатор Ульрих Цвингли (1484–1531) пошел по пути секуляризации еще дальше. С одной стороны он объявил проценты безбожными и антихристианскими, с другой стороны признал за государством право определять процентную ставку. Хотя все они знали корни проблемы, но, однако, не предложили никакого практически приемлемого решения по обеспечению денежного обращения; таким образом, основополагающий изъян системы остался неприкосновенным. Запреты, налагавшиеся на проценты римскими папами во времена европейского Средневековья, согласно которым бравшие проценты христиане отлучались от церкви, переместили всю тяжесть проблемы на евреев, которым разрешалось брать проценты с людей другого вероисповедания. Последние с тех времен все больше превращались в ведущих банкиров мира. Еще из Ветхого Завета еврейские общины знали о том, что проценты разрушают при длительном воздействии любой социальный организм. Поэтому с древних лет признавался «Святой год», прощение всех процентов и долгов приблизительно раз в 7 лет. Таким образом, имелась возможность ограничивать тот вред, который наносился процентами, однако найти долговременное решение так и не удалось.

    Но низкие процентные ставки – лафа для спекуляцтва
    http://forum.cherepovets.net/index.php?showtopic=1437..

    Составители и переводчики на русский язык:
    доктор экономических наук Р.Р. Гулиев
    кандидат экономических наук Д.А. Велиев

    Проф., д-р. Хайдар Баш. Национальная экономическая модель (резюме). – ***, 2006. – 67 с.:

    В брошюре изложены основные тезисы книги «Национальная Экономическая Модель» известного турецкого мыслителя, теолога и экономиста профессора Хайдар Баша. Резюме составлено на основе доклада, сделанного Хайдар Башом на I Международном конгрессе (Стамбул, 26-27 ноября 2005 годы), посвященном презентации указанной книги.
    http://knukim-edu.kiev.ua/index.php?id=735&view=a..

  • Лев Грищенко говорит:

    Василий Magnus Привалов
    сегодня в 12:51
    Если говорить об истории, давайте будем чесными до конца, потому что и после Никейского собора и после Второго Латеранского не только евреи но и сама церковь неформально продолжала давать кредиты под проценты… Данные всплески активности скорее можно отнести к своеобразности некоторых пап.
    Лютер и Цвингли, жили в эпоху первоначального накопления капиталл по Марксу… В этот момент происходит расцвет ростовщичества, в т.ч. и за счёт Великих Географических открытий. Они боролись с Габсбургами, как защитниками католичества… Габсбурги на прямую финансировались Фуггерами. Семейство Фугеров – ростовщики.
    Отсюда делаю вывод, подтверждённый и другими фактами, что христианство на деле, никогда не запрещало ссудный процент… А Лютер и Цвингли просто критиковали Габсбургов, за их методы финансирования войн против протестантов.
    Более того, есть теория, что Христианский мир именно потому перегнал в своём развитие Восток после XII в., потому что стал активно использовать ссудный процент, следовательно появились источники займа… До этого их не было. Так же это факт.

  • Лев Грищенко говорит:

    Владимир Шимчик
    вчера в 2:17
    Отвечу трёмя вопросами.
    Вы считаете, что банковская деятельность после этого станет охватывать весь реальный сектор экономики?
    Это какой же должен быть штат у банка, чтобы думать о процветании всего бизнеса в целом?
    Утопия?

  • Iskander Iskhaki говорит:

    В структуре банка должен быть аналитический отдел, который бы занимался оценкой инвестиционной привлекательности финансируемого бизнеса. Для достижения более высокого КПД отдела он должен так же брать на себя консалтинговые функции – помогая в развитии бизнеса своих клиентов. В этом плане в Малайзии один из банков неплохо проявил себя: в начале он финансировал ряд мелких мебельных производителей внутри страны, а потом объединил их в экспортный синдикат и теперь малайзийская мебель из пальмовых деревьев продаётся даже на территории некоторых стран СНГ.

  • Лев Грищенко говорит:

    Iskander Iskhaki
    сегодня в 14:11
    Искандер Вы в большей степени говорите о частностях. Они очень верно подмечены, но давайте поробуем рассмотреть исламский банкинг на примере государства… Возможна ли такая ситуация, когда банки «нахватали» себе прибыльных предприятий, и уже менее мотивированны к рискам, к малому и новому бизнесу? Зачем рисковать, зачем вкладываться куда-либо, если получен стабильный доход? На мой взгляд государство в этот момент ощутит застой в экономике.

  • Iskander Iskhaki говорит:

    Любого инвестора интересуют 2 вещи: доходность и риск. Соответственно если их соотношение будет выглядеть более предпочтительным у малого и нового бизнеса, нежели у уже сложившегося, то рациональный инвестор будет вкладываться в малый и новый бизнес. Действуя же в конкурентной среде институтов работающих по системе equity-финансирования умение грамотно анализировать эти два фактора будет решающим критерием успешности финансового института. В традиционной системе решающим критерием является умение анализировать платёжеспособность, которая не всегда связана с эффективностью/доходностью.

  • Лев Грищенко говорит:

    Ваше мнение исламский банкинг, 100 % рынка банковских услуг может занять в отдельно взятой экономике?
    И если да, то каким образом эта экономика будет развиваться?

    на самом деле, в данный период развития темы очень логичным будет обобщить данные моменты.

  • Iskander Iskhaki говорит:

    Теоретически да, но я мало люблю теоретические рассуждения без практического воплощения.
    Развитие экономики будет задавать реальный сектор, а не финансовый – капитал будет направляться в те сферы, анализ которых будет показывать наилучшее соотношение факторов доходности и риска.
    Помимо взимания прибыли с долга, в Исламе существует множество других регулятивных норм в сфере экономических отношений, поэтому ограничивать свои рассуждения исключительно компаративным анализом моделей долевого и долгового финансирования, оценивая перспективы исламской экономики будет не совсем неправильно.
    По поводу перехода финансового сектора на исламские рельсы могу посоветовать книгу:

    http://www.iiibf.org/elibrary/muchapra/A1 Towards%2..

    Ну и в целом публикации автора, если Вы интересуетесь полноценным воплощением финансовой системы по соответствующей Исламу модели:
    http://www.muchapra.com/pub1.html

  • Лев Грищенко говорит:

    Iskander Iskhaki
    27 янв 2010 в 21:52
    И всё таки Искандер планирова стоит… Иначе далеко не уйдём…
    Спасибо за литературу, на досуге ближе к осени прочитаю))))))))) На данный момент режим цейтнота.

  • Iskander Iskhaki говорит:

    Вот ещё один полезный источник:

    «RIBA VERSUS PROFIT-SHARING THEORETICAL FOUNDATIONS AND POLICY IMPLICATIONS IN ISLAMIC PERSPECTIVE»
    ELMI MAHMOUD NUR

    Публикацию можно найти в открытом доступе в инете.

  • Дмитрий Крайц говорит:

    О Я Я! Исламский банкинг очень даже хорошо банкинг!

  • Iskander Iskhaki говорит:

    Для тех, кто интересуется темой исламских финансов:

    vkontakte.ru/club268165

  • Алексей Карпушев говорит:

    Iskander, посоветуйте, пожалуйста, какую литературу стоит прежде всего прочесть по теме. Может быть есть обзоры или книги, которые могли бы быть понятны не специалисту, но при этом достаточно подробно описывающие специфику исламских банков?

  • Yevgen Kustrya говорит:

    Меня в последнее время тоже заинтерисовала эта система.

    Antik Antix 8:47 a.m. on Jan. 22, 2010

    ¨При исламской банковской системе, банк в ходит в долю и несёт ответственность за процветание предприятия которое он кредитовал.
    —————————

    Наивно думать, что банк ограничивается только этим. Для контроля он должен вводить своих людей в управленческую структуру заемщика. При банкротстве заемщика он, как кредитор, все равно получит свою долю активов. Чем крупнее заем, тем больше банк будет вовлечен в дела заемщика. Сам заемщик расплачивается потерей самостоятельности в принятии стратегических решений и полного распоряжения своим имуществом. По всей видимости и расчетные операции от него потребуют вести только через этот банк. В результате исламский банк создаст вокруг себя классический холдинг и все равно будет использовать его в своих, а не заемщиков интересах.¨

    Да, скорее всего на практике именно так. Это может быть плохо для личностного предпринимателя, но несомненно хорошо для безличностной экономики. Одно дело это инвестировать и разделить прибыль и риски, а совсем другое ничего не делая иметь право на какую-либо сумму денег. Если я не прав, то исправьте.

  • Антик Антикс говорит:

    #42en Kustrya вчера в 22:24

    =Да, скорее всего на практике именно так. Это может быть плохо для личностного предпринимателя, но несомненно хорошо для безличностной экономики. Одно дело это инвестировать и разделить прибыль и риски, а совсем другое ничего не делая иметь право на какую-либо сумму денег. Если я не прав, то исправьте.=

    На практике, или в реальности, банковское сообщество использует все возможности и все варианты. Отдельные банки могут в чем-то специализироваться. Если эту специализацию одобрил некий духовный лидер вы можете назвать ее по названию его учения. Но это не повод сужать реальность до рамок религиозной концепции или обосновывать ее существование этой концепцией. В общем название – дело вкуса.
    Я бы назвал этот способ действий – Участие в капитале заемщика. Вы его можете называть – Исламский банкинг. В моем случае предпочтение отдается светскому законодательству. В вашем – шариату. Но экономическая суть будет одинакова.

  • Алексей Карпушев говорит:

    Кстати, да, это по-моему ключевой вопрос – используют ли исламские банки какие-то специфические инструменты, которые бы не использовались капиталистическими банками? Я еще только начал изучать вопрос, но пока складывается впечатление, исламские банки используют под собственными названиями все те же инструменты за исключением сопряженных с ссудным процентом.

  • Yevgen Kustrya говорит:

    «На практике, или в реальности, банковское сообщество использует все возможности и все варианты. Отдельные банки могут в чем-то специализироваться. Если эту специализацию одобрил некий духовный лидер вы можете назвать ее по названию его учения. Но это не повод сужать реальность до рамок религиозной концепции или обосновывать ее существование этой концепцией. В общем название – дело вкуса.
    Я бы назвал этот способ действий – Участие в капитале заемщика. Вы его можете называть – Исламский банкинг. В моем случае предпочтение отдается светскому законодательству. В вашем – шариату. Но экономическая суть будет одинакова.»

    Согласен, только где Вы увидели в моем сообщении сужение реальности до рамок религиозной концепции. Вообще принципы устройства государств социально-защищенных одни и теже для всех и во все времена.

  • Антик Антикс говорит:

    #44
    Алексей Начаров сегодня в 12:47
    Кстати, да, это по-моему ключевой вопрос – используют ли исламские банки какие-то специфические инструменты, которые бы не использовались капиталистическими банками? Я еще только начал изучать вопрос, но пока складывается впечатление, исламские банки используют под собственными названиями все те же инструменты за исключением сопряженных с ссыдным процентом.
    ====

    Вы на правильном пути.)

  • Антик Антикс говорит:

    #45
    Yevgen Kustrya сегодня в 13:19

    ==Вообще принципы устройства государств социально-защищенных одни и теже для всех и во все времена.==

    .) Забыли добавить – «Аминь» в конце, да и множественное число в этом утверждении излишне.

  • Алексей Карпушев говорит:

    2Антикъ Антиксъ
    Ну говорить о «сужении реальности» все таки вряд ли корретно. Речь идет о регулировании экономических отношений. Понятно, что для устойчивого, безкризисного развития понадобятся некоторые запреты. Удивительным образом эти запреты совпадают с религиозными запретами.

  • Антик Антикс говорит:

    #48
    Алексей Начаров сегодня в 13:33

    Банковское многообразие – всего лишь отражает многообразие потребностей. Если вы исключаете ссудный процент, Вы тем самым увеличиваете админ затраты банка, или отсекаете от регулированного банковского сектора часть клиентуры. Она естественно уйдет к подпольным ростовщикам, которых тьма в исламских странах.

  • Алексей Карпушев говорит:

    Антик, мне даже как-то неудобно произносить прописные истины. Не все имеющиееся в нашем многообразом мире явления и объекты – хороши и полезны. Торговцы героином тоже потребности удовлетворяют. Это же не повод.

  • Антик Антикс говорит:

    Алексей, реальности все равно, что мы с вами о ней думаем. Она меняется, когда мы в ней действуем. Попробуйте промоделировать запрет ссудного процента в РФ. И в Вашем сознании возникнет новая реальность. Ваша, идеальная. В ней новый закон – абсолютен. Все банки ему подчиняются, все мелкие клиенты со вздохом расстаются с мыслью о ссуде. Но Вы же сами понимаете, что в реально действовать они будут в соответствии со своей картиной реальности, но не Вашей.
    Задумайтесь, что побудило Мухамеда ввести такой запрет, и поспособствовал ли он развитию экономики исламских стран, созданию того, что в исламе, по моему называют, «ума» – некой общины людей живущих в счастье и справедливости.

  • Алексей Карпушев говорит:

    >Она меняется, когда мы в ней действуем
    Конечно. Я лично считаю что люди вполне способны договариваться между собой и тем самым изменять общую реальность вокруг себя. О чем собственно и разговор

    >поспособствовал ли он развитию экономики исламских стран
    Насколько я знаю, исламские банки гораздо лучше переживают мировой экономический кризис и даже показывают устойчивый рост. В связи с чем к ним и возник интерес: оказалось что вполне можно жить без ссудного процента, без финансовых спекуляций и порождаемых ими кризисов.

  • Iskander Iskhaki говорит:

    /// Кстати, да, это по-моему ключевой вопрос – используют ли исламские банки какие-то специфические инструменты, которые бы не использовались капиталистическими банками? ///

    Вхождение финансовыми институтами в основной капитал предприятия практикуется и в традиционной системе: по этому принципу работают фонды прямых инвестиций. Исламские же банки помимо этого финансируют на условиях разделения прибылей и убытков так же и оборотный капитал – подобного в традиционной системе мне встречать не доводилось.

  • Iskander Iskhaki говорит:

    Основные методы финансирования с подробным разъяснением условий можно найти здесь:

    http://www.iefpedia.com/english/wp-content/uploads/20..

  • Максим Козырев говорит:

    «Исламские же банки помимо этого финансируют на условиях разделения прибылей и убытков так же и оборотный капитал»

    Можно назвать это коренной особенностью финансирования исламских банков, в чём они отличаются от других ?

  • Iskander Iskhaki говорит:

    «Коренная особенность» – работа в соответствии с нормами Шариата. Это предполагает множество ограничений, которые отсутствуют в традиционных банках, наиболее явным из которых является запрет давать и брать деньги в долг под проценты (ростовщичество). Однако есть и другие.

    Альтернативные методы финансирования в подробностях – в книге ссылку на которую я выложил в 54-м посте. В принципе большинству из них можно найти аналоги в традиционной системе, хотя и с определёнными отличиями в условиях. Однако не всем.
    Из них можно выделить модель долевого финансирования оборотного капитала или убывающего совладения имуществом.

  • Максим Козырев говорит:

    Подробности мне не настолько детально интересны, чтобы чтобы читать книгу.
    Ограничусь той информацией, которую Вы готовы рассказать.

    То есть ту роль, которую традиционно выполняет долговое финансирование при привлечении средств заменяет использование модели долевого финансирования оборотного капитала или убывающего совладения имуществом (в том числе оборотными активами).

    Что ещё наиболее интересное выделите?

    Какое отношение к фондовому рынку?

  • Iskander Iskhaki говорит:

    1. В теории исламский банкинг целиком и полностью должен основываться на долевом финансировании, как оборотного так и основного капитала – в противовес ссудно-процентному долговому финансированию. Потребительское финансирование – долевое финансирование посредством убывающего совладения имуществом: клиент и финансовый институт совместно покупают какой-либо базовый актив (недвижимость, машины, оборудование) становясь совместными собственниками на него. Клиент пользуется этим активом, за что осуществляет арендную плату финансовому институту соразмерно его доле в этом активе. Параллельно клиентом осуществляется выкуп доли финансиста в базовом активе на периодической основе, в результате чего размер арендной платы постоянно уменьшается соразмерно уменьшению доли финансиста в базовом активе, до тех пор пока клиент полностью не выкупит долю финансиста. То есть клиент не находится в долгу у финансиста, и в случае его неплатёжеспособности ему причитается его доля в имуществе.
    Однако на практике исламские банки зачастую используют модели, которые не сильно отличаются от традиционного финансового лизинга, несмотря на протесты шариатских учёных.

    2. Фондовый рынок в основе дозволен. Однако:
    - Покупка акций (до есть долей) дозволяется если предприятие не имеет: запрещённых доходов, заёмного процентного финансирования. Хотя некоторые правоведы допускают определённые послабления
    - Насколько я знаю Запрещены короткие продажи – т.к. происходит продажа того, чем не владеешь;
    - Спекуляция. Может быть отнесена к разряду азартных игр – но где грань между спекуляцией и простой торговлей я так и не понял. Однако практически однозначно запрещена продажа без клиринга – так как происходит торговля тем, на что не определено право собственности.

  • Уведомление: valenvideos.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Свежие комментарии

Архивы